История

Главная / О компании / История

Пожалуй, сегодня трудно найти организацию сферы водного транспорта, которой было бы неизвестно имя проектно-конструкторского бюро «Стапель». Его услугами пользуются компании по всей России - от Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Сочи.

Безупречная репутация, клиентоориентированность, тщательный подход к решению поставленных задач позволили проектному бюро завоевать доверие десятков компаний по всей стране и стать для них постоянным проектантом.

История РЦПКБ «Стапель» - яркий пример того, как упорный и честный труд позволяет занять уверенные позиции на рынке, помогая с честью пройти не только испытание временем, но и смену экономических и политических ориентиров.

19 июня 1952 года
Постановление Совета министров СССР
19 июня 1952 года

История проектного бюро началась в тяжелые послевоенные годы, когда страна остро нуждалась в восстановлении разрушенного водного транспорта.

С целью обеспечения технической документацией восстанавливаемых судов в г. Ростове-на-Дону было создано ЦПКБ № 8 Министерства морского флота СССР.

Изначально основным видом деятельности бюро являлась разработка технической документации для транспортного и дноуглубительного флота.

1952 – 1961 гг.
Проектно-конструкторский отдел
1952 – 1961 гг.
В первое свое десятилетие бюро активно разрабатывает не только конструкторскую документацию по ремонту, восстановлению судов и новому судостроению, но и оказывает неоценимую техническую помощь судоремонтным заводам и бассейновым управлениям морских путей, а также устанавливает первые международные контакты с судостроительными компаниями ведущих мировых держав.
1963 год
Научно-исследовательская лаборатория вибрации и акустики
1963 год
Начинает свою деятельность в стенах ЦПКБ -8 лаборатория торсиографирования и виброакустики. 
С этого года в «Управления морских путей и технического флота» начинают поступать новые отечественные суда, построенные по проектам ЦПКБ-8. 
с 1963 по 1972 год
Самоотвозный землесос "Черное море", вместимость трюма 2800 м³ (Франция)
с 1963 по 1972 год

В период с 1963 по 1972 год со стапелей заводов спускаются на воду такие суда, как: грунтоотвозная шаланда проекта Р344Д (1504) типа «Одесская-6», грунтоотвозная шаланда проекта 1504А типа «Бассарга», мотозавозня проекта Р100 (Р148) мощностью 220 кВт, самоотвозный землесос «Северодвинский», «Выборгский», многочерпаковый земснаряд типа «Нева-3», «Ильичевск», самоотвозный землесос «Черное мо

1967 год
Здание Ростовского ЦПКБ
1967 год
В 1967 году ЦПКБ-8 переименовывается в  Ростовское ЦПКБ. 
1968 год
Морская мотозавозня 450 л.с. "Рычан" (проект 1509)
1968 год

Минморфлот поручает Ростовскому ЦПКБ ведение проектных и научно-исследовательских работ по портовому и служебно-вспомогательному флоту.

Спроектированы мотозавозни нового поколения: типа «Рычан» и «Якорь», в дальнейшем построенные на Таганрогском СРЗ для всех морских дноуглубительных организаций СССР. 

Среди выполненных научно-исследовательских работ можно выделить: увеличение грузоподъемности судов за счет уменьшения высоты надводного борта для з/с типов «Балтийское море», «Выборгский»; мероприятия по уменьшению вредного воздействия СВЧ на з/с«Балтийское море», «Выборгский», д/ш «Стрельна», з/ч «Нева-3»; совершенствование системы автоматического управления производством дноуглубления на судах днофлота и многое другое.

Начало 1970-х
Береговой створный знак Одесского порта
Начало 1970-х
Уже в начале 70-х годов на зарубежных верфях под авторским наблюдением специалистов РЦПКБ построены десятки судов технического флота. 
Бюро продолжает расширять направления своей деятельности: оказываются услуги в области технической эксплуатации флота, научной организации и охраны труда.
Выполняется большой объем работ в области унификации и стандартизации навигационных и плавучих предостерегательных знаков. 
На сегодняшний день практически во всех морских торговых портах России и стран СНГ, а также в ряде зарубежных портов эксплуатируются береговые навигационные и плавучие предостерегательные знаки, изготовленные по проектам бюро. 
Конец 1970-х
Подъем затонувшего судна
Конец 1970-х
Конструкторское бюро приобретает статус всесоюзной проектной организации и становится ведущей в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и дноуглубительных работ.
РЦПКБ награждается Дипломом ВДНХ, а сотрудники организации за работы в области изобретательской деятельности (грейферный земснаряд, волочащийся грунтоприемник с эжекторным устройством, якорь повышенной держащей силы и др.) награждаются правительственными наградами. 
конец 1970-х
Судно для инженерно-геологических исследований "Геолог-1 (проект 1347)
конец 1970-х
На отечественных судоремонтных предприятиях по проектам Ростовского конструкторского бюро построены уникальные суда технического флота: землесос «50 лет Советскому Азербайджану»,  земснаряд «Дноуглубитель», грейферный земснаряд типа «Аракс», судно для инженерно-геологических исследований «Геолог-1» и многие другие. 
конец 1970-х
Многоцелевой самоотвозный землесос "Профессор Горюнов", имеет оборудование для сбора нефти (Нидерланды)
конец 1970-х
Зарубежные верфи продолжают спускать на воду со своих стапелей суда, построенные по техническим предложениям и под наблюдением специалистов конструкторского бюро.
В этот период вступили в строй такие суда, как «Гогланд», «Профессор Горюнов», «Вайдагубский», «Светломор» и пр.
1974 год
Научно-исследовательская лаборатория дноуглубления - стенд с испытательным оборудованием
1974 год
Начинает свое функционирование уникальная научно-исследовательская лаборатория дноуглубления. Именно здесь проведены десятки поисковых, научных, опытно-конструкторских работ в области технических средств и технологических процессов дноуглубления, подводно-технических работ и водолазного дела.
Здесь изучались: заносимость каналов и мероприятия по ее уменьшению, свойства грунтов различной категории, производительность новых рабочих органов землесосов и землечерпалок, разработанных в ЦПКБ и многое другое. 
Специалистами НИЛ спроектированы,изготовлены и внедрены эжекторы производительностью 10 м3/ч и 15 м3/ч для подводных грунтоуборочных работ.
1980-е годы
Ликвидация аварийных разливов нефти
1980-е годы
Конструкторское бюро назначается базовой организацией по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и разработке товаров народного потребления.
В министерствах и ведомствах СССР повсеместно внедряются разработанные РЦПКБ руководящие документы в области водолазного дела и рабочая документация на товары народного потребления. 
1985 год
Стенд для проведения исследований и испытаний подводной и водолазной техники
1985 год
 В эксплуатацию введена опытно-производственная база, что позволило РЦПКБ приступить к широкому изготовлению опытных образцов и малых партий технических средств для выполнения подводно-технических работ, водолазных спусков, ликвидации аварийных разливов нефти и дноуглубления.
Спроектирован, изготовлен и испытан уникальный комплекс по подъему кораблей с глубины до 150 м с помощью полистирола. Два комплекса поступили на вооружение ВМФ. 
1986 год
Погрузка готовых буев
1986 год
Начиная с 1986 года РЦПКБ не только проектирует, но и изготавливает СНО. 
В этом же году приказом Министра морского флота СССР на базе РЦПКБ и СРЗ «Красный моряк» создается НПО «Стапель» в целях ускорения научно- технического прогресса в области технологии судостроения, АСПТР и дноуглубительных работ. 
После расформирования НПО в 1990 г. проектное бюро продолжает свою деятельность под именем РЦПКБ «Стапель». 
1990-е годы
Библиотека РЦПКБ "Стапель"
1990-е годы
Экономические и политические реформы 90-х годов не могли не сказаться на деятельности компании.
Без преувеличения можно утверждать, что "Стапель" работал на весь Советский Союз, и развал страны сильно отразился на его деятельности, о чем свидетельствует резкое сокращение  коллектива организации с 550 до 60 человек. 
1993 год
Разработки РЦПКБ "Стапель"
1993 год
В 1993 году РЦПКБ «Стапель» становится открытым акционерным обществом.
Не смотря на колоссальные трудности, в 90-е годы проектное бюро продолжает работу над проектами модернизации и реновации судов различного назначения. Разрабатываются бассейновые планы ликвидации аварийных разливов нефти, технологические карты на выполнение подводно-технических работ. 

1993 год
Средства портовой механизации
1993 год
Разработаны и изготовлены двухчелюстные штанговые вагонные грейферы для портальных кранов, спроектирован причал длиной 525 м в Азовском порту.
Компания участвует в работах по планам НИОКР Минтранса России, в том числе по федеральным целевым программам. 
1999 год
РЦПКБ «Стапель» получает аккредитацию Министерства науки России как научная организация в области водного транспорта. 
2002 год
Автоматизация производственных процессов
2002 год
Начинается масштабная модернизация предприятия, в рамках которой осуществлены следующие мероприятия:
- внедрена система автоматического проектирования - рабочие места инженеров-конструкторов оборудованы мощными компьютерами, оснащенными современным программным обеспечением; введена система электронного архива и конструкторского  документооборота; 
- разработана специальная система оплаты труда, которая поставила в зависимость доход работников от непосредственных результатов их труда;
2002 год
Автоматизация производственных процессов
2002 год
 - разработана система привлечения сотрудников, в рамках которой каждый заинтересованный специалист получил возможность за счет компании посетить г.Ростов-на- Дону, чтобы познакомиться с деятельностью бюро; при трудоустройстве и переезде для сотрудников предусмотрены служебные квартиры за символические 118 руб. в месяц с правом приобретения жилья в рассрочку за 20% от реальной стоимости; кроме этого, предусмотрена выплата подъемных; на период становления дополнительно к заработку производится выплата ученических;
- внедрена система дополнительных социальных благ, направленная на обеспечение достойного уровня жизни каждого члена коллектива;
 - проведена комплексная работа по формированию портфеля заказов, расширению номенклатуры оказываемых услуг. 
2003 год
Специалисты РЦПКБ "Стапель" в процессе работы
2003 год
Модернизация приносит свои плоды - объём выполненных работ в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, увеличивается более чем в два раза.   
2003 год явился очень важным и плодотворным для предприятия: было проведено обновление основных лицензий, получен сертификат Российского Морского Регистра Судоходства о соответствии предприятия высоким стандартам проектирования, бюро участвовало в  двух специализированных выставках  в г. Нижний Новгород и г. Санкт-Петербург. 
2003 год
Специалисты РЦПКБ "Стапель" в процессе работы
2003 год
На предприятие возвращается часть опытных конструкторов, приезжают молодые специалисты.
Ряд сотрудников получают правительственные награды, в том числе дающие право на получение звания "Ветеран труда".
После небольшого перерыва возобновляются контакты с зарубежными компаниями. Подписывается ряд генеральных соглашений о научно-техническом сотрудничестве. 
2005 год
Несамоходная модульная самоподъемная платформа
2005 год
В период с 2001 года численный состав организации удваивается, годовой объем реализации возрастает более чем в 10 раз. 
Среди новых работ: проектирование многофункциональных надводных платформ, работы по гидрографии и экологии, снабжение предприятий водного транспорта нормативно-технической литературой. 
2005 год
Производство средств навигационного оборудования
2005 год
Выполнены работы по обновлению всех проектов средств навигационного оборудования. 
Наращиваются объемы производства СНО. 
В том же году система менеджмента качества ОАО "РЦПКБ "Стапель" сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. 
2006 - 2010 год
Здание РЦПКБ "Стапель"
2006 - 2010 год
Проводится практически 100% обновление основных средств и средств труда. Организация полностью переходит на компьютерное проектирование.
           Осуществлен капитальный ремонт здания с модернизацией всех систем и коммуникаций, благоустроена прилегающая территория. 
2006 - 2010 год
РЦПКБ "Стапель" на выставке
2006 - 2010 год
Организация активно участвует в создаваемых профессиональных сообществах и принимает участие во всех ведущих отраслевых выставках. 
РЦПКБ "Стапель" вступает в саморегулируемую организацию проектировщиков и получает рейтинг финансовой благонадежности «А». 
2006 - 2010 год
Плавучая заправочная станция (проект Р5519)
2006 - 2010 год
Начинает работать программа приобретения жилья молодым специалистам и программа подготовки специалистов в аспирантуре. 
В этот период спроектированы и построены такие суда, как: самоподъемные платформы, суда дноуглубительного флота,  бункеровщики, плавучая заправочная станция, насосная станция. 
2006 - 2010 год
Проект по восстановлению береговых навигационных створных знаков
2006 - 2010 год
Огромный объем работ ведется по переоборудованию и модернизации судов, находящихся в эксплуатации.
Выполняются проекты реконструкции СНО ряда портов России с  приведением их в соответствие с международными требованиями.
Изготавливаются проекты по реконструкции и ремонту ряда подходных каналов к морским портам. 
Объем реализации за этот период удваивается при 30% росте численности сотрудников. 
2012 год
Интервью генерального директора РЦПКБ "Стапель" телеканалу РБК
2012 год
Компания празднует свое 60-летие.  
К юбилею проектное бюро подошло с отличными результатами - объем проектных работ с 2002 года вырос более чем на 1500%.
60 лет существования компании вобрали в себя самоотверженный труд нескольких тысяч специалистов, благодаря которым РЦПКБ «Стапель» выросло в современную проектную организацию. 
2012 год
Сотрудники компании на праздновании 60-летия РЦПКБ "Стапель"
2012 год
Особенно ценно то, что несмотря на все политические и экономические потрясения в стране и мире,  руководство компании все эти годы вело и продолжает вести бизнес только цивилизованными методами. 
При этом «Стапель» остается социально ориентированной организацией, проявляя живое внимание и заботу о сотрудниках – непрерывно ведутся работы по улучшению условий труда, иногородним специалистам оплачивается проживание, сотрудникам систематически оказывается  материальная помощь, действует система премирования, компенсируются затраты на проезд,  традиционными стали ежегодные поездки всем коллективом на отдых.

Сегодня РЦПКБ «Стапель» продолжает развиваться.

Компания с уверенностью смотрит в будущее, продолжая преданно служить делу обеспечения безопасности судоходства, развитию водного транспорта и водной инфраструктуры страны.