Торсиографирование и виброакустика
Расчеты крутильных колебаний валопроводов
Для первичной оценки степени опасности резонансных крутильных колебаний, развивающихся в системах валопроводов как проектируемы судов, так и судов, находящихся в эксплуатации (в связи с заменой двигателей, редукторов, проточкой валов и т.д.) выполняются расчеты, в результате которых выявляются наиболее неблагоприятные режимы работы установки с точки зрения крутильных колебаний.
Результаты расчета крутильных колебаний обязательно должны быть подтверждены испытаниями по замерам крутильных колебаний, выполняющихся лабораторией двумя методами – торсиографирования и тензометрирования.
Замеры крутильных колебаний (торсиографирование, тензометрирование и термометрирование упругих муфт).
Результаты расчета крутильных колебаний должны быть подтверждены испытаниями по замерам амплитуда крутильных колебаний в элементах валопроводов и термометрирование упругих элементов муфт.
Испытания по замерам амплитуд крутильных (напряжений) в элементах валопроводов выполняются двумя методами: торсиографирования или тензометрирования, а также комплексно, в зависимости от целей испытаний.
Температура нагрева упругих элементов муфт, обусловленная действием переменных резонансных моментов, оценивается термометрированием.
Проверка эффективности и оценка остаточного ресурса силиконовых демпферов.
Применение силиконовых демпферов на судах позволило уменьшить число поломок коленчатых валов двигателей, а значит, обеспечить безопасное эксплуатирование ССУ.
В судовых дизелях в качестве гасителей крутильных колебаний валопроводов широкое распространение получили силиконовые демпферы разнообразного конструктивного исполнения, которые имеют гарантийный срок работы от 20000 до 30000 часов, поэтому после окончания гарантийного срока работы демпфера требуется проводить проверку технического состояния демпфера крутильных колебаний.
Зачастую ресурсы наработки судовых демпферов превышают регламентируемые производителем, поэтому необходима их периодическая, своевременная диагностика методом торсиографирования с целью продления их эксплуатационного ресурса.
Своевременное отслеживание исправности демпферов позволяет на ранней стадии выявлять дефекты работы и предотвращать поломки, в том числе угрожающие жизни и безопасности персонала.
В результате минимизируются потери от простоя судна, увеличивается срок использования оборудования и улучшается качество работы техники.
Специалисты АО РЦПКБ «Стапель» выполняют проверку технического состояния и остаточного ресурса демпферов крутильных колебаний методами безразборной диагностики с выдачей рекомендаций по эксплуатации установки.
Замеры вибрации
С целью оценки влияния вибрации на прочность судовых механизмов и судовых конструкций Лабораторией проводятся испытания по замерам ее уровней современным, имеющим сертификаты и действующую поверочную документацию, с выдачей заключения о ее допустимости и рекомендациями по ее снижению.
Лаборатория торсографирования и виброакустики – это идущее в ногу со временем и имеющее обширный капитал знаний и навыков в области исследования крутильных колебаний судовых валопроводов и замеров судовой вибрации подразделение АО «РЦПКБ «Стапель». Лаборатория создана в 1963 году и за период деятельности выполнила обследования около десяти тысяч судов морского и речного флота, на многих из которых были своевременно выявлены проблемы, связанные с эксплуатацией валопроводов и главных двигателей, вибрационной прочностью корпусных конструкции и механизмов судов, что позволило избежать аварийных ситуаций и гибели людей.
Лаборатория имеет свидетельства о признании Российского Морского Регистра Судоходства, а также Российского Речного Регистра.
Работы по расчетам крутильных колебаний, торсиографированию валопроводов и оценке технического состояния демпферов крутильных колебаний, вибрационным испытаниям с выдачей рекомендаций по эксплуатации установок выполняются оперативно, с использованием современной, поверенной аппаратуры и программного обеспечения, одобренного классификационными обществами – РМРС и РРР по одобренным методикам.
Самостоятельно и совместно с проектными подразделениями РЦПКБ «Стапель» лаборатория оказывает следующие виды услуг:
- проектирование амортизирующих креплений судовых силовых механизмов;
- проектирование судовых валопроводов;
- проекты замены главных двигателей и судовых дизель-генераторов;
- проверку эффективности амортизирующих креплений судовых силовых механизмов;
- замеры акустических характеристик судовых звукосигнальных средств;
- исследования звуко- и вибропоглощающих свойств судовых конструкций;
- измерение нормируемых параметров шума и вибрации в судовых помещениях;
- выполнение расчетов крутильных колебаний судовых валопроводов;
- торсиографирование и тензометрирование судовых силовых установок;
- проверку методом торсиографирования силиконовых демпферов крутильных колебаний главных двигателей судов;
- разрабатываем конструктивные мероприятия по снижению шума и вибрации в судовых помещениях;
- выполняем расчеты ожидаемых условий шума и вибрации в судовых помещениях;
- выполняем расчеты изменения податливости и моментов инерции элементов судовых валопроводов в связи с проточкой в процессе ремонта.
Нормативное регулирование торсиографирования.
Сегодня контроль и диагностика технического состояния двигателей, валопроводов и судовых механизмов на судах подлежат контролю в соответствии национальными стандартами ГОСТ Р ИСО 3046-5 – 2004г. «Крутильные колебания» и ГОСТ Р ИСО 13373-1-2009 «Вибрационный контроль состояния машин», а также Правилами РМРС и РРР.
Согласно предписаниям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 3046-5 – 2004г. п. 5.1 результаты расчета крутильных колебаний должны быть подтверждены измерениями. При контрольном замере исследование проводится на стадиях пуска и остановки, а также в зонах нестабильной работы ССУ при переходе частоты вращения резонансов.
Сегодня контроль и диагностика технического состояния двигателей, валопроводов и судовых механизмов на судах подлежат контролю в соответствии национальными стандартами ГОСТ Р ИСО 3046-5 – 2004г. «Крутильные колебания» и ГОСТ Р ИСО 13373-1-2009 «Вибрационный контроль состояния машин», а также Правилами РМРС и РРР.
Согласно предписаниям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 3046-5 – 2004г. п. 5.1 результаты расчета крутильных колебаний должны быть подтверждены измерениями. При контрольном замере исследование проводится на стадиях пуска и остановки, а также в зонах нестабильной работы ССУ при переходе частоты вращения резонансов.
Руководитель лаборатории ЛТиВА
Лаборатория имеет свидетельства о признании Российского Морского Регистра судоходства, Российского Речного Регистра, и Украинского регистра судоходства.