За последние три года лаборатория торсиографирования и виброакустики ОАО «РЦПКБ "Стапель"», возглавляемая Почетным работником морского флота, академиком Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности Белухиным Алексеем Кузьмичом выполнила диагностику силиконовых демпферов на 381 судне. Такой впечатляющий результат удалось достичь за счет полной автоматизации всех этапов выполнения работ, применения самых современных разработок в области обработки результатов исследований.
Большая часть исследований выполнялась на судах с двигателями фирмы SKL типа 6-8 NVD48; 6-8 NVD-36; 6NVD-26 с отечественными двигателями типа Г60, Г70.
Основной задачей проводимых исследований является безразборная диагностика силиконовых демпферов, оценка их остаточного ресурса и продление срока эксплуатации демпферов, выработавших свой ресурс.
Собранная в ходе исследований статистка показала, что около 73% демпферов, выработавших ресурс, находятся в технически исправном состоянии, и им может быть продлен срок эксплуатации.
Примерно 23 % демпферов, выработавших ресурс, не обеспечивают эффективного снижения напряжений в коленчатых валах, что может при их эксплуатации привести к поломке валов. Этим демпферам может быть продлен срок эксплуатации при условии определения частот вращения, на которых развиваются опасные явления (резонанс, напряжение в валах превышает допустимое и т.д.) путем установки запретных зон частот вращения с целью избежания развития опасных процессов. Длительная работа на оборотах запретной зоны запрещается, быстрый проход через запретную зону безопасен для судна. Примерно 4% демпферов находятся в неработоспособном состоянии и требуют ремонта или замены.
Проведение подобного рода исследований на судах позволяет судовладельцу, не выводя судно из эксплуатации, определить техническое состояние выработавшего свой ресурс демпфера и с вероятностью 96% продлить его ресурс с определенными эксплуатационными ограничениями или без них.
В заключение хотелось бы отметить, что используемая нами методика позволяет с достаточно высокой точностью определять оценочные браковочные критерии силиконовых демпферов. В практике лаборатории есть несколько случаев, когда судовладелец не учитывал рекомендации лаборатории и, в результате, это приводило к поломкам валов. Нет необходимости перечислять все затраты, связанные с заменой главного двигателя или валопровода, судовладельцы их прекрасно знают. Этих затрат можно было избежать, просто не допуская длительной работы на оборотах двигателя, при которых развиваются опасные для валопровода явления.
Справка
Лаборатория торсиографирования и виброакустики ОАО «Ростовское ЦПКБ «Стапель» была создана по приказу Министра Морского флота в 1963 г. Основные направления работ, выполняемых лабораторией: расчеты крутильных колебаний судовых валопроводов; торсиографирование и тензометрирование судовых силовых установок; расчеты изменения податливости и моментов инерции элементов судовых валопроводов в связи с проточкой в процессе ремонта; проверка методом торсиографирования силиконовых демпферов крутильных колебаний главных двигателей судов морского и речного флота; разработка мероприятий по снижению шума и вибрации на судах.