07 ноября 2024 года на Хабаровском судостроительном заводе государственной комиссией принят несамоходный землесос пр. 4395 стр. №1707 «Амурский - 203», строящийся по заказу ФКУ «Речводпуть» для ФБУ «Администрация «Амурводпуть».
Генеральный подрядчик – ПАО «Судоремонтно-Судостроительная Корпорация» (г. Городец).
Проект 4395 выполнен АО «РЦПКБ «Стапель» (г. Ростов-на-Дону).
«Амурский - 203» завершает серию из 7 землесосов проекта 4395 производительностью 700 м3/час.
В период 2021 - 2024 годов по заказу ФКУ «Речводпуть» построено и передано эксплуатирующим организациям 7 земснарядов данного проекта по 3 государственным контрактам:
- стр. № 1701 «Аркадий Кардаков» для ФБУ «Администрация «Камводпуть»;
- стр. № 1702 «Донской-701» для ФБУ «Администрация «Волго-Дон»;
- стр. № 1703 «Северо-Двинский-701» для ФБУ «Администрация «Севводпуть»;
- стр. № 1704 «Евгений Плескевич» для «ФБУ Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»;
- стр. № 1705 «Тобол» для «ФБУ Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»;
- стр. № 1706 «Александр Логачёв» для ФГБУ «Канал имени Москвы»;
- стр. № 1707 «Амурский - 203» для ФБУ «Администрация «Амурводпуть».
Землесос предназначен для разработки шаландно-рефулерным способом песчаных, илистых и песчано-гравийных грунтов, дноуглубления на акваториях и судоходных путях, намыва дамб, с возможностью выдачи грунта в шаланды, а также по плавучему пульпопроводу длиной до 500 м и береговому пульпопроводу длиной до 100 м.
Технический задание на проект судна было составлено в 2014 году, еще до введения в отношении России первых санкционных ограничений. Проект согласован с ФАУ «РРР» в марте 2015 года.
Изначально в проекте довольно широко было представлено оборудование иностранных производителей, не имеющее на тот момент Российских аналогов. Значительная часть технологического оборудования была применена производства активно работающего в тот момент ЗАО «Завод Гидромеханизация» (г.Рыбинск).
В момент проведения тендера на строительство головного земснаряда в 2019 году ситуация в Российском судостроении выглядела уже совершенно иначе. Против России непрерывным потоком вводились все более жесткие санкции, началась процедура банкротства АО «Завод Гидромеханизация», начали массово уходить из России иностранные производители и поставщики судового оборудования. Все это потребовало оперативного внесения значительных изменений в проект и довольно нервной и напряженной закупочной компании по комплектованию судна необходимым и все менее доступным оборудованием на фоне значительного роста его стоимости. Не смотря на довольно активно декларируемую программу импортозамещения, и бодрые отчеты по ней, реального Российского оборудования еще на рынке практически не было представлено.
Именно в этот период ООО "НПО "ГЦКБ Речфлота" предложило разработать и изготовить грунтозаборное устройство на головное судно проекта. В итоге их оборудование было установлено на все земснаряды серии.
Конкурс на строительство 2-3 суда проекта был проведен в 2020 году, а на 4-7 суда в 2021 году. Все эти конкурсы выиграло ПАО «ССК».
Конкурс на строительство 2-3 суда проекта был проведен в 2020 году, а на 4-7 суда в 2021 году. Все эти конкурсы выиграло ПАО «ССК».
По мере предложения промышленностью все более широкой номенклатуры материалов и оборудования Российского производства, в проект вносились изменения и постепенно доля Российского оборудования в каждом последующем судне серии увеличивалась.
Так, например, АО "Цимлянский Судомеханический Завод", был разработан методом реверс-инжиниринга грунтовый насос на замену американского насоса KSB, который продемонстрировал хорошие характеристики и был применен на судах, начиная с четвертого строительного номера.
Для позиционирования земснаряда в акватории дноуглубительных или грунтозаборных работ, а также для учета производительности земснаряда используется система - «Комплекс Nonius СКУП», изготовления ООО "Нониус Инжиниринг".
Более подробная информация о проекте 4395, 3D-модель судна, листовка и техническая документация по ссылке.
В более доступной форме ознакомится с описанием землесоса проекта 4395 можно в спецпроекте Медиапалубы «Как устроен землесос проекта 4395». Здесь кроме описания судна представлено много фотографий как самого землесоса, так и его внутренних пространств, механизмов и оборудования. Также можно ознакомится с видеороликом, описывающим судно: